Порядок формирования кредитных историй закреплен на законодательном уровне. В Казахстане отношения между сторонами-участниками системы формирования КИ регламентируется Законом от 6 июля 2004 года № 573-II «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» (далее – Закон).
Согласно Закону кредитная история (КИ) представляет собой финансовый отчет обо всех займах когда-либо оформленным на имя заемщика. В нем содержатся данные кредиторе, дате оформления, основных параметрах сделки (наличие поручителя, залога, целевое назначение и т.п.). Но главное, что в этом отчете отражается насколько исправно заемщик выполнял свои обязательства по договору. Информация о любых нарушениях графика платежей попадает в кредитный файл и в будущем может привести к проблемам с получением нового займа. Именно поэтому финансовые консультанты рекомендуют периодически проверять свой персональный кредитный отчет. Тем более что раз в году КИ можно запросить совершенно бесплатно.
Как проверить свою кредитную историю
Потребность подкорректировать свою «финансовую карму» может возникнуть в двух случаях:
- Некорректная или устаревшая информация.
- Наличие большого количества дней просроченной (непогашенной) задолженности и необходимость взять новый кредит.
Техническая ошибка
Иногда в личную КИ закрадывается ошибка. Технический сбой программы, неверно внесенная информация, путаница с однофамильцами, халатность сотрудников кредитного бюро и т.п. может привести к тому, что отчет формируется некорректно. Из-за этого заемщика могут необоснованно отнести к «неблагонадежным». Согласно ст. 22 Закона субъект кредитной истории имеет право заявить о своем несогласии с данными, содержащимися в ПКО (с возможностью получить сведения о поставщике). Как действовать в такой ситуации:
- Обратиться к так называемому поставщику информации (банк, МФО), по вине которого в КИ закралась ошибка или в Первое кредитное бюро (ПКБ).
- Написать заявление с требованием об исправлении недостоверной информации, которое должно содержать:
- ФИО заявителя, его место жительства и паспортные данные;
- указание на то, какая информация оспаривается;
- требование о предоставлении достоверных данных;
- дата составления и подпись заявителя или его доверенного лица.
К ходатайству можно приложить копии необходимых документов.
Заявление должно быть рассмотрено в течение 15 рабочих дней. Если в результате рассмотрения окажется, что ошибка была совершена по вине кредитора или сотрудников КБ, то в течение 10 дней файл должен быть откорректирован. После этого КБ предоставляет заявителю новый кредитный отчет.
«Плохая» кредитная история
Иногда причиной отказов становятся просрочки, которые заёмщик действительно допускал в прошлом. По закону КБ обязано хранить КИ в течение 10 лет от даты последнего обновления и удалить информацию из отчета невозможно. Чтобы улучшить плохую кредитную историю существует несколько простых способов:
- Разместить депозит.
Наличие депозита говорит о платежеспособности заемщика, характеризует его как человека, умеющего распоряжаться активами и, соответственно, увеличивает степень доверия кредитора.
- Получить микрозайм.
Быстро получить и погасить заем можно благодаря микрофинансовым организациям. Благодаря упрощенной процедуре получить займ в МФО могут даже клиенты с плохой КИ. Эксперты советуют взять небольшую ссуду и погасить ее в срок. Информация о каждой сделке будет передаваться в БКИ и фиксироваться в кредитной истории. После нескольких вовремя выплаченных микрозаймов кредитный рейтинг повысится и шансы получить новый займ на крупную сумму резко возрастут.
Интересный факт:
Чтобы оценить влияние онлайн-микрозаймов на КИ специалисты ПКБ провели независимое исследование. По его результатам на конец 2016 года 11,8% клиентов исправили плохую кредитную историю и получили желаемый займ в крупном размере. Еще 11,7% клиентов, которые ранее не обращались за получением кредита, с помощью нескольких погашенных экспресс-займов смогли сформировать положительную КИ и высокий рейтинг.
Коментарии о "Как исправить кредитную историю"