Если заемщик не сможет вовремя выплатить займ, то ему не удастся избежать проблем и неприятных последствий: в этом случае микрофинансовая организация вправе подать на него в суд и добиться принудительного взыскания, в том числе и за счет продажи его имущества или жилья. Впрочем, если речь идет о просрочке сроком до 30 дней, ситуацию нельзя назвать критической, тем более что клиенту будет предоставлен целый ряд возможностей погасить долг и в добровольном порядке выполнить свое кредитное обязательство. При незначительной просрочке также не стоит опасаться иска о принудительном взыскании, учитывая, что на этом этапе МФО не обращаются в суды, а дают заемщикам время для самостоятельного внесения средств.
Запись в кредитной истории
Задержка платежа по займу – это веское основание, чтобы испортить заемщику его кредитную историю. Это говорит о том, что буквально на следующий день после образования задолженности МФО может внести такую информацию в бюро кредитных историй (БКИ), что впоследствии отразится на возможности неплательщика брать новые займы. Информацию в персональном файле нельзя переписать или удалить сообщение о просрочке, так как имеющиеся данные только дополняются и корректируются кредитором по мере изменения ситуации с задолженностью.
Впрочем, просрочка до 30 дней не свидетельствует о плохой платежной дисциплине клиента, особенно если проблемы с выплатой не носят систематический характер. Но все же чтобы сохранить хорошую репутацию, важно как можно быстрее погасить долг, в полном объеме выплатив текущее обязательство.
Начисление штрафов
Просрочка займа – это не только испорченная репутация, но и увеличение суммы расходов по обслуживанию долга. Чтобы стимулировать клиентов вовремя выплачивать свои обязательства, МФО, как и коммерческие банки, начисляют штрафные проценты или дополнительные комиссии, размер которых зафиксирован условиями программы и обозначен действующим договором.
Чем больше просрочка, тем выше сумма дополнительных расходов по оплате штрафных санкций. А это значит что клиенту, у которого явные проблемы с платежеспособностью, придется потратить намного больше денег для выплаты задолженности. Кроме того, важно правильно рассчитать сумму платежа при итоговом погашении, с чем часто возникают серьезные проблемы. В связи с тем, что сумма задолженности ежедневно увеличивается, такую информацию лучше получить на клиентской поддержке МФО или в личном онлайн кабинете пользователя. В противном случае перечисленных средств может не хватить для полного погашения и на оставшуюся сумму кредитор продолжит начислять штрафы, о чем заемщик может узнать через несколько дней или недель.
Звонки и уведомления
Периодическое напоминание о наличии просрочки, информирование о возможных юридических последствиях и постоянные расспросы, когда будет погашен долг – это стандартная практика при работе с проблемной задолженностью, которую используют микрофинансовые организации. И хотя подобные действия не нравятся должникам, им не стоит отказываться от такого взаимодействия: помимо требования вернуть долг, сотрудник компании может предложить несколько вариантов решения проблемы, начиная от реструктуризации и заканчивая предложением простить часть долга (как правило, это касается суммы начисленных процентов) при условии максимально быстрого погашения.
Но, несмотря на то, что сотрудники МФО проявляют максимальную тактичность и стараются соблюдать действующее законодательство РК, заемщик все равно может столкнуться с нарушением своих прав, если работа по взысканию его займа будет поручена недобросовестным коллекторам. В частности, это касается случаев физического насилия, угроз, вымогательства, хамства и распространения информации о наличии проблемного займа, что требует немедленного вмешательства юристов и сотрудников правоохранительных органов.
Что делать, если нечем платить
Даже небольшая просрочка может существенно «подмочить» репутацию и увеличить сумму расходов, поэтому лучше заранее побеспокоиться о решении проблемы, когда нет денег для оплаты обязательного платежа. Это можно сделать:
- продлив срок договора, что предлагают некоторые крупные микрофинансовые организации, в том числе Деньги Сlick или TOO Zing Kazakhstan (тогда можно будет избежать начисления штрафов, что поможет не допустить увеличения суммы текущего обязательства);
- оформить новый займ или кредит, взяв деньги на погашение текущей задолженности. Но при этом клиент должен адекватно оценить свои финансовые возможности по погашению, особенно если договор заключается на далеко не самых выгодных для него условиях.
Просрочка по займу – это не та ситуация, когда можно отгородиться от проблемы, игнорируя звонки или письменные уведомления от сотрудников микрофинансовой организации. Если не предпринять адекватных мер, можно не только безнадежно испортить свою репутацию, а и лишиться своего имущества, когда за дело возьмутся судебные исполнители.
Коментарии о "Просрочка до 30 дней: что будет делать МФО"
Напросрочку деньги нужны
Мнебы кредит до зарплаты