Если клиент нарушает график платежей по займу или перестает платить, микрофинансовая организация (МФО) пытается вернуть займ своими силами. Сначала начисляется пеня и штрафы, затем сотрудники звонят должнику, пишут письма с просьбой погасить задолженность. Если заемщик не реагирует, то МФО может обратиться к сторонней организации, специализирующейся на взыскании долга – коллекторам, после чего общение по поводу возврата займа может проходить совершенно в другом ключе. Чтобы защитить себя от агрессивных действий подобных агентств необходимо знать, как правильно общаться с ними и чего опасаться в случае возникновения просрочек по займу.
Кто такие коллекторы и как они работают
Коллекторская деятельность представляет собой совокупность методов психологического и юридического воздействия на неплательщиков для внесудебного взыскания долгов и исправления кредитной истории заемщика. Применение таких технологий создает благоприятные условия для ведения переговоров с должником и существенно сокращает сроки погашения долга. Основанием для передачи права кредитора другому лицу является глава 19 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27.12.1994 г. (далее – ГК РК), согласно которой если клиент нарушает взятые на себя обязательства, кредитор может заключить договор с компанией по взысканию задолженности и «продать» просроченный займ. При этом согласно п. 2 ст. 339 ГК РК для перехода прав кредитора другому лицу согласие заемщика не требуется.
По официальным данным Национального банка на сегодняшний день в Казахстане действует около 60 коллекторских агентств (КА). До мая 2017 года законами, регулирующими взаимоотношения сторон, были ГК РК и Федеральный Закон «О потребительском кредите (займе)», однако 6 мая 2017 года Нурсултаном Назарбаевым был наконец-то подписан Закон РК «О коллекторской деятельности», который обсуждался Парламентом Республики с апреля 2016 года. Новый законопроект должен защитить заемщиков от агрессивных действий коллекторов установив периодичность общения сотрудников КА и должника и способы их взаимодействия. Юристы и финансовые аналитики утверждают, что принятие закона приведет к повышению доверия населения, а также более эффективному взысканию просрочки.
Как вести себя с коллекторами
Чаще всего коллекторы используют незаконные методы психологического давления и запугивания: ночные звонки, угрозы описать имущество, заблокировать счета, закрыть выезд за границу и так далее. Важно понимать, что таких прав у КА нет. Подобные меры могут быть реализованы исключительно по решению суда. Более того, новый закон относит подобные меры к злоупотреблению служебным положением и незаконным вмешательством в личную жизнь граждан (должников). Поэтому были разработаны основные ограничения, налагаемые на процесс взыскания, нарушение которых влечет за собой административную и уголовную ответственность КА. Коллекторам запрещено:
- Вводить клиента в заблуждение утверждая, что взыскание проводит государство или другая организация. При первом общении коллектор обязан представиться и назвать какую компанию он представляет.
- Скрывать сумму основного долга и процентов.
- Предоставлять неправдивую информацию относительно последствий уклонения от уплаты займа.
- Вовлекать в процедуру взыскания родственников, коллег, членов семьи должника.
- Разглашать информацию, отнесенную законом к коллекторской тайне.
- Умышленно вредить репутации клиента.
- Использовать в письмах к должнику слова «долг», «коллектор», а также рассылать письма, имитирующие официальные уведомления органов власти (полиции, суда и т.д.).
- Угрожать судебным иском.
- Размещать в прессе или на площадках в интернете объявления о продаже имущества.
- Звонить чаще, чем разрешено законодательно.
Важно! Если заемщик нанял адвоката, то сотрудник КА должен вести общение и переписку только с ним.
Новым законом также установлены временные рамки для обращения в КА. Ранее сроки, в которые МФО могло заключить договор цессии, были закреплены во внутренних правилах предоставления займов и составляли в зависимости от политики МФО от 6 дней до 3 месяцев. Теперь КА имеют право «покупать» только займы со сроком просрочки по ним более 90 дней.
Коллекторов бояться не стоит, однако, чтобы не портить кредитную историю и избежать уплаты штрафов лучше заранее обратиться в микрофинансовую организацию с просьбой предоставить отсрочку. Чаще всего МФО идут навстречу клиентам и переносят дату погашения займа.
Коментарии о "Стоит ли бояться коллекторов"
Быдло есть быдло они кровью людской питаются их нельзя к людям подпускать а кто их нанимает наказывать.Убили дитя по чьей вине? Компания продала долг нелюдям она виновата а почему с них нет спроса? Почему не решили в суд подать? Почему игнорируя суд решили провозгласить эти ка? Чтобы добивали
и закапывали детей? С какой совестью смотрят на это все и молчат будто ничего не знают? Доведете людей своим. молчанием.
Все было бы правильно в рамках закона а они палачи сами себе законы придумали я сч итаю что эти мясники не нужны.Их народ ненавидит и вскоре все потребуют чтобы их искоренили а этих шакалов с аппетитом в 1000% просто запретят и странно одно они незаконно ра
Ботают не зарегистрированы а закон их защищает какие коллекторы у незаконника?Должны и.. тех и тех наказать за обман и за такие действия а они еще судятся и их наш закон защищает Им все можно списать убили похоронили содрали закопали довели до самоубийства всем наплевать он почётный господин КОЛЛЕКТОР.