Далеко не каждый заемщик, обращаясь в микрофинансовую организацию, планирует вовремя вернуть долг и выполнить свое кредитное обязательство. Упрощенной процедурой кредитования не прочь воспользоваться мошенники, которые пытаются оформлять онлайн займы по утерянным или украденным документам, с чем МФО часто сталкиваются на практике. Чтобы снизить вероятность выдачи средств клиентам с нечестными намерениями, микрофинансисты разработали свой алгоритм выявления «сомнительных» заявок исходя из модели поведения пользователей на сайте, ответов на анкетные вопросы и анализа данных, размещенных в социальных сетях.
И хотя такие беспрецедентные меры безопасности позволяют существенно снизить процент просрочки, на практике, из-за использования компаниями таких методов выявления и «отсеивания» неблагонадежных клиентов, мошеннической может быть признана заявка вполне добросовестного и ответственного пользователя, которому в итоге могут отказать в выдаче средств, посчитав, что он не планирует погашать долг.
Быстрая регистрация на сайте
Взять займ онлайн в микрофинансовой организации можно буквально в течение 20-30 минут, зарегистрировавшись в системе и заполнив соответствующую заявку. Именно так получают деньги клиенты в МФО «Честное слово», которая предлагает доступные и удобные программы по розничному кредитованию. Но не все знают, что большое значение имеет не только то, насколько правильно была заполнена электронная анкета и как быстро были предоставлены необходимые документы. Важно, как себя повел заемщик, оказавшись на сайте микрофинансовой организации.
Выплата займа может обернуться долговой ямой и большими финансовыми проблемами, если не уделить внимание выбору программы и анализу ее выгодности. Поэтому если пользователь сразу же перешел к заполнению заявки, проигнорировав другие вкладки сайта с полезной и актуальной информацией (способы погашения, типовой образец договора и т. д.), то, с точки зрения МФО, это может указывать на то, что он даже не собирается возвращать деньги и погашать долг.
Еще один фактор, который может указывать на мошенничество – это использование при заполнении анкеты «горячих» клавиш Ctrl+C и Ctrl+V. На первый взгляд это не является «преступлением», тем более что такой функционал призван существенно упростить жизнь интернет-пользователям. Но микрофинансовые организации использование таких клавиш расценивают как возможное мошенничество, так как, по их мнению, это может указывать на то, что заемщик массово рассылает заявки во все доступные компании и, чтобы упростить такой процесс, не вбивает, а копирует данные.
Пребывание на сайте в течение 1-2 минут (с момента, когда клиент зашел на главную страницу и до регистрации в системе) тоже может стать основанием для отказа по заявке. Косвенно это может говорить о том, что ему важно только получить деньги, и он не собирается их возвращать.
Чтобы заявка не была воспринята системой за «сомнительную», клиенту не следует:
- Спешить с оформлением, даже если он уже получил подробную информацию об условиях выдачи заемных средств. Предварительно лучше «прогуляться» по страницам сайта компании или даже обратиться на службу клиентской поддержки, где могут предоставить более подробную информацию и ответить на любые вопросы.
- Не использовать клавиши Ctrl+C и Ctrl+V при заполнении анкеты. Даже если это не первая заявка, лучше от руки вбить данные, чтобы не вызвать «подозрений» у программы, которая их мониторит на предмет возможного мошенничества.
- Не переходить по сомнительным ссылкам или через программы, которые позволяют скрыть реальное местоположение пользователя.
Предоставление заведомо ложной информации
Заемщик, который намерен вовремя оплачивать платежи, не будет скрывать какую-либо информацию от кредитора и честно ответит на все вопросы анкеты. По крайней мере, так считают микрофинансовые организации, которые выдают займы не только без поручителей и имущественного обеспечения, но и без справок о доходе, что повышает риск кредитования. Поэтому при выявлении недостоверных сведений или ошибок компания может быстро отказать по заявке, посчитав, что заемщик намеренно пытается предоставить фиктивные данные и скрыть какую-то важную информацию.
Впрочем, сделать ошибку может даже ответственный и исполнительный клиент, который просто не понял сути вопроса или поспешил с заполнением анкеты. Но, если система сочтет полученную заявку «сомнительной», в предоставлении займа будет отказано, а заемщик лишится возможности оспорить ранее выданное решение, так как не будет знать, что стало основанием для его принятия. Чтобы этого избежать при заполнении анкеты следует:
- Точно указывать данные удостоверения личности, даже если МФО требует предоставить копию такого документа. Как показывает практика, многие пользователи не понимают, насколько это важно и что даже одна ошибка может стать основанием для отказа в кредитовании.
- Не спешить, чтобы не допустить ошибку, отвечая даже на самые незамысловатые вопросы анкеты.
- Если возникли сомнения по поводу ответов на определенные вопросы, лучше обратиться на службу клиентской поддержки за разъяснениями и уточнениями.
Несоответствие данных
Чтобы иметь еще один источник получения актуальной информации о клиенте, МФО может потребовать указать в анкете одного или нескольких контактных лиц (друзей, родственников, коллег по работе). За счет этого кредитор может проверить достоверность предоставленных сведений и понять, не обманывает ли его заемщик, когда пытается убедить его в своей платежеспособности и ответственности.
Но контактные лица не всегда хотят сотрудничать с микрофинансовыми организациями. Они нередко игнорируют телефонные звонки или предоставляют весьма противоречивую информацию, которая не всегда соответствует действительности. И хотя такая манера поведения контактного лица не свидетельствует о возможном мошенничестве, некоторые ответы на вопросы могут стать основанием для отказа по заявке, особенно если опрошенный:
- Утверждает, что не знает заемщика, который обратился в МФО за оформлением микрозайма.
- Опровергает сведения о его трудоустройстве или уверяет, что клиент давно сменил место работы (как вариант, является безработным).
- Сообщил информацию, которую скрыл пользователь (например, что он является должником другой кредитной компании).
Но самое веское основание для отказа – это предоставление контактным лицом отрицательной характеристики. Если в ходе телефонного разговора МФО узнает, что заемщик неисполнителен, часто берет, но не возвращает деньги или является мошенником, его заявка сразу же будет отклонена без возможности повторного обращения.
«Сомнительный» профиль в социальной сети
Ключевая особенность микрофинансирования – это принятие решений в условиях тотального дефицита данных, по которым можно судить о платежеспособности клиентов. Но МФО нашли выход из положения и стали пользоваться другим источником – социальными сетями, где казахстанцы размещают конфиденциальную информацию, открывая к ней доступ всем желающим. Проанализировав «профиль» кредитор может получить представление о финансовом состоянии пользователя, его материальных возможностях, круге общения и социальном положении. Но в то же время социальные сети помогают выявлять мошенников, которые намеренно берут займы, не утруждая себя их погашением.
Несмотря на то, что микрофинансисты не раскрывают информацию о том, какие факторы они учитывают при изучении профилей потенциальных клиентов, известно, что для них важно, чтобы учетная запись была максимально заполнена «качественной» информацией и была создана не менее 6-ти месяцев назад. Если займ пытается оформить клиент со свежей регистрацией в социальной сети, то это считается косвенным признаком мошенничества, особенно если складывается впечатление, что социальный профиль был создан только для подачи кредитной заявки.
В учетной записи должны размещаться личные, а не скопированные фотографии со страниц других пользователей. При этом кредитор обязательно проверит, насколько достоверны указанные контактные и личные сведения (место проживания, трудоустройство и т. д.) и откажет в кредитовании, если они не будут совпадать с анкетными данными. Это может случиться даже в том случае, если пользователь «забросил» свой профиль в социальной сети и просто забыл «обновить» информацию, исходя из своей текущей жизненной ситуации.
Коментарии о "Как МФО выявляют мошенников"