Отсутствие денег для погашения задолженности – типичная ситуация, в которой может оказаться любой заемщик. Но, с точки зрения кредитора, даже тяжелая болезнь или увольнение с работы не может быть основанием для снятия кредитного обязательства, поэтому, независимо от причины возникновения просрочки, ее все равно придется погасить, если не в добровольном порядке, то по решению суда. Впрочем, микрофинансовые организации предпочитают не доводить дело до принудительного взыскания, тем более что многие должники сами не против возвращать деньги, если им будут созданы приемлемые условия. Но, чтобы добиться расположения кредитора и не усугубить ситуацию, при возникновении просрочки следует четко придерживаться «правильной» манеры поведения, чем часто пренебрегают должники.
Чего не стоит делать
Игнорирование телефонных звонков и просьб немедленно обратиться в МФО для решения проблемы с задолженностью – далеко не самая лучшая тактика для заемщика, который планирует погасить долг, когда у него накопится достаточная сумма средств. Это только стимулирует взыскателей к более активным действиям, которые приведут к серьезным последствиям. В интересах должника убедить кредитора в том, что он не мошенник, а ответственный и порядочный клиент, который не может вернуть займ по причине возникших материальных трудностей. А это значит, что при общении с сотрудником микрофинансовой организации не следует:
- уклоняться от разговора, тем более что это все равно не поможет урегулировать вопрос с задолженностью. Кроме того, не отвечая на телефонные звонки, можно упустить момент, когда кредитор захочет предложить альтернативный вариант выплаты займа, например, предложив реструктуризацию задолженности или «простив» часть начисленных штрафов;
- пытаться убедить сотрудника МФО, что заемщик «умер» и его номер теперь принадлежит другому человеку. Такая позиция вряд ли настроит кредитора на конструктивный диалог, тем более что потом придется как-то объяснять свое внезапное «воскрешение»;
- давать заведомо невыполнимые обещания. К примеру, гарантировать полное погашение задолженности к определенной дате, заранее зная, что это нереально сделать из-за отсутствия денег;
- хамить и грубить как по телефону, так и при очном общении.
Аналогичных рекомендаций следует придерживаться и при разговоре с коллектором.
С чего начать
Гораздо проще избежать просрочки до момента ее возникновения, воспользовавшись пролонгацией или отсрочкой платежа, что можно сделать в TOO «Zing Kazakhstan». Это даст возможность выиграть время, чтобы повысить платежеспособность, не накапливая большую сумму задолженности. Но если заемщик не захотел или не успел продлить действие договора, ему стоит сразу же обратиться в МФО, объяснить, почему он не может выплатить займ и что собирается сделать для получения необходимой суммы денег.
Если просрочка обусловлена временными материальными трудностями, то не лишним будет предоставить документальные доказательства, которые подтвердят информацию о потере работы, сокращении дохода, тяжелой болезни и т. д. Заемщику также следует пояснить, какие действия он собирается предпринять для улучшения своего финансового состояния и сколько времени ему может потребоваться для решения поставленных задач. И, несмотря на то, что после этого звонки из МФО все равно не прекратятся, соответствующая информация будет внесена в личное дело должника, что даст возможность избежать принудительного взыскания или добиться льготных условий погашения задолженности.
Как погасить займ, когда нет денег
Следуя требованиям или просьбам взыскателей, заемщики часто пытаются выплатить долги частями, полагая, что тогда МФО не обратится в суд. Но особенность просрочки в том, что ее сумма будет постоянно расти, так как при внесении средств в первую очередь будут погашаться штрафные проценты, что предусмотрено условиями договора. Поэтому в интересах должника как можно быстрее погасить весь накопившийся долг, что лучше сделать одним платежом, сумма которого будет рассчитана на момент совершения оплаты (за счет начисления штрафов или пени каждый день сумма просрочки будет расти, что следует учитывать при погашении задолженности).
Выплатить проблемный займ можно несколькими способами:
- Собственными средствами, если за 2-4 недели потребитель сможет улучшить свое материальное положение, устроиться на высокооплачиваемую работу или продать ценное имущество и выручить необходимую сумму денег. Но такой вариант актуален только при краткосрочной просрочке. А если продажа имущества или поиск новой работы может существенно затянуться, лучше выбрать другой способ погашения задолженности;
- Реструктуризация, что предполагает изменение первоначального графика выплат. К примеру, с МФО можно договориться о фиксировании суммы долга или списании части процентов;
- Рефинансирование путем оформления банковского кредита или нового микрозайма. С целью получения достаточной суммы денег заемщику придется обратиться к новому кредитору, заключив договор о кредитовании на стандартных условиях. Только при заполнении заявки лучше не сообщать, на какие цели будут потрачены деньги, иначе в их выдаче будет отказано.
Коментарии о "Что делать, когда нечем платить по займу"