Как правильно построить диалог с коллектором

11:43 | 10 января 2018 Вернуться назад

Как правильно построить диалог с коллектором

Требование немедленно погасить задолженность по займу не следует воспринимать как руководство к действию, особенно если оно прозвучало не от сотрудника МФО, а от коллектора. Помимо того, что такие специалисты не всегда придерживаются норм законодательства и опускаются до откровенного вымогательства и угроз, они нередко завышают суммы выставляемых долов, пользуясь низкой финансовой грамотностью казахстанцев. Впрочем, это не повод отказываться от общения с коллектором, особенно если он получил такие полномочия от микрофинансовой организации (как вариант, от него может прозвучать предложение о реструктуризации или рефинансировании задолженности, от чего не стоит отказываться, когда нет возможности выплатить долг). Но при этом важно правильно построить диалог с таким специалистом, чтобы пресечь любую попытку нарушить закон.

Обоснованность требований

Каким бы убедительным не казался коллектор, должнику не следует сразу же платить озвученную им сумму долга, даже если он располагает конфиденциальной информацией, которая была предоставлена МФО (например, знает дату рождения, место проживания или работы, данные удостоверения личности и т. д.). Иначе может оказаться, что такими сведениями завладели мошенники, которые обманывают заемщиков. Если не придерживаться такой меры безопасности, то через несколько недель или месяцев после, как казалось должнику, успешного погашения задолженности, к нему обратится законный представитель интересов МФО и потребует выплаты займа, начисленных процентов и штрафов. И ему придется снова платить, чтобы избежать обращения в суд и принудительного взыскания.

Если требование выплатить задолженность по займу поступило не от непосредственного кредитора, а от коллектора, то он должен подтвердить право требования долга, предоставив должнику соответствующие документы (они могут быть переданы по почте или при личном контакте). До этого момента профессиональный взыскатель не может требовать возврата средств, так как подобные действия можно будет квалифицировать как вымогательство. А в случае нарушения своих прав заемщик всегда может обратиться в правоохранительные органы, которые обязаны отреагировать на незаконное взыскание.

Немного психологии

Несмотря на то, что в законе № 62-VI «О коллекторской деятельности» от 6 мая 2017 года четко обозначены права профессиональных взыскателей и перечень доступных им способов взаимодействия с неплательщиками, далеко не все компании реализуют это на практике, предпочитая морально и психологически давить на тех, кто не знает, как защитить свои права и интересы. И использование таких методов при проведении взыскательной деятельности не лишено рационального зерна, так как угрозы, бесконтрольные звонки в любое время суток, обещание отобрать имущество или жилье более эффективно, чем обращение в суд или реструктуризация.

В большинстве случаев коллектору достаточно одного телефонного звонка, чтобы составить психологический портрет должника и понять, можно ли оказать на него моральное давление или лучше воздержаться от использования таких методов. В связи с этим уже при первом общении с таким специалистом важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • прежде чем начать переговоры относительно текущей задолженности, следует потребовать, чтобы он четко назвал свои личные данные, занимаемую должность и реквизиты компании, интересы которой он представляет (как правило, это дисциплинирует коллекторов и сдерживает их от незаконных действий при взыскании). При наличии такой информации будет легче составить жалобу в случае нарушения своих прав и законных интересов;
  • разговор с коллектором лучше записать на электронный или цифровой носитель, о чем его следует предупредить в ходе беседы;
  • не стоит говорить с таким специалистом на повышенных тонах, бурно реагировать на провокации и срываться на крик. Более эффективным будет монотонный спокойный разговор, конструктивные вопросы и лаконичные ответы;
  • знание норм действующего законодательства – это главное оружие должников против произвола взыскателей. Чтобы повысить уровень юридической грамотности, достаточно ознакомиться с Гражданским кодексом РК и Законом «О коллекторской деятельности».

Сколько платить

Крупные микрофинансовые организации берегут свою репутацию, поэтому вряд ли клиент MoneyMan или Займер столкнется с нарушением потребительских прав, чего не скажешь о тех, кто воспользовался услугами малоизвестных компаний. И неправильно рассчитанная сумма задолженности – это самая распространенная проблема, с которой часто сталкиваются заемщики, долги которых были переданы коллекторским агентствам. К примеру, они начисляют «свои» комиссии, проценты или штрафы, несмотря на то, что они лишены таких прав, так как не являются кредитными организациями. Но многие граждане не задумываются о правильности выставленных сумм, из-за чего существенно переплачивают при возврате проблемных долгов.

Чтобы избежать таких расходов, прежде чем выплатить задолженность, не лишним будет потребовать у коллектора копию расчетов и расшифровку выставленной к погашению суммы. И если окажется, что он требует оплатить дополнительные сборы и платежи, следует сразу же указать ему на нарушение закона и потребовать пересчитать итоговую сумму погашения.

Коментарии о "Как правильно построить диалог с коллектором"

Коментариев пока нет!

Оставить коментарий Оставьте ответ

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter43058599 = new Ya.Metrika({ id:43058599, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script")[0], s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");