Чтобы стать должником микрофинансовой организации, не обязательно не платить платежи и уклоняться от выполнения кредитных обязательств. Достаточно ошибиться с окончательной суммой погашения или не учесть срок зачисления средств, чтобы компания начислила штраф и записала заемщика в злостные неплательщики. И единственная возможность избежать подобной ситуации – это придерживаться определенных правил и четко следовать следующим рекомендациям, чем часто пренебрегают клиенты.
Точная сумма долга
Если погашение задолженности осуществляется строго в соответствии с графиком выплаты (дата внесения средств обозначена отдельным пунктом действующего договора), то потребитель заранее знает сумму платежа, чем может руководствоваться при совершении оплаты. Но другое дело, если он нарушил условия договора и хотя бы на один день опоздал с оплатой, в связи с чем на задолженность был начислен штраф, что привело к увеличению суммы обязательства. В этом случае перед оплатой следует узнать, сколько необходимо внести в счет погашения долга, что можно сделать:
- на клиентской поддержке МФО, куда можно обратиться по телефону, указанном на официальном сайте;
- в онлайн поддержке;
- в офисе компании;
- в личном кабинете пользователя, где отражена вся информация о начисленных процентах, штрафах и обязательных платежах.
При этом следует учитывать, что в случае просрочки компания ежедневно начисляет штрафные проценты, что приводит к изменению суммы задолженности. А это значит, что «вчерашняя» сумма погашения на следующий день теряет свою актуальность и клиенту нужно снова обращаться в МФО для получения такой информации.
Дополнительная комиссия
Единственное, что должен оплатить заемщик сверх суммы займа — это начисленные проценты. Но, несмотря на то, что такие компании не взимают комиссию за выдачу или перечисление средств, не стоит забывать, что они не могут предоставлять услуги по расчетно-кассовому обслуживанию, поэтому их клиенты вынуждены обращаться к посредникам для получения или оплаты займов (в банки, платежные системы и т. д.). Так, к примеру, воспользовавшись сервисом Деньги Click от компании «Деньги населению», можно вернуть долг не только в ее ближайшем офисе или отделении, а и через терминал, переводом на расчетный счет в банке или в Личном кабинете пользователя. Но при этом необходимо внимательно ознакомиться с условиями такой оплаты, так как посредники нередко взимают дополнительный процент за свои услуги, что влияет на сумму платежа.
Если проигнорировать это требование, то может оказаться, что после оплаты часть средств так и не поступила на счет МФО (посредник автоматически списал свою комиссию), из-за чего задолженность клиента не была погашена в полном объеме. И даже если размер такой комиссии составит несколько тенге, этого достаточно, чтобы кредитор не засчитал полное погашение долга и начислил штраф сразу же после образования просрочки. Чтобы не оказаться в такой ситуации следует:
- внимательно изучить условия внесения средств на сайте микрофинансовой организации, где может быть указан размер дополнительной комиссии посредника, принимающего платежи;
- следить за информационными сообщениями о взимании дополнительной комиссии (при оплате в терминале или интернет-банкинге) и не подписывать квитанции без предварительного ознакомления (при совершении оплаты в кассе банка);
- с целью подстраховки при наличии каких-либо сомнений относительно условий внесения средств намеренно увеличить указанную в договоре сумму платежа (даже если на счет МФО поступит больше денег, чем должен был заемщик, его займ будет автоматически закрыт).
Удостовериться в отсутствии задолженности
Если банк по требованию клиента может предоставить справку о своевременном погашении кредитного обязательства, то микрофинансовые организации отказались от такой практики, и выдают подобные подтверждения только после настоятельных требований заемщиков. Поэтому после внесения оплаты следует проследить, был ли долг погашен в полном объеме, когда поступили деньги, и нет ли просроченной задолженности.
Читайте также: Чем грозит просрочка кредита
Самая типичная ситуация, когда ответственный заемщик может оказаться в числе злостных должников – это когда платеж не дошел в срок по вине посредника (к примеру, в процессинге банка произошел сбой, из-за чего деньги поступили в МФО только на следующий день). И проблема в том, что даже при наличии квитанции, подтверждающей факт своевременной оплаты платежа, клиенту будет сложно договориться с компанией о списании задолженности и ему, скорее всего, придется погасить начисленный штраф, хоть он и не виноват в возникновении просрочки. Чтобы не допустить подобного развития событий, можно:
- оплатить долг на 1-2 дня раньше указанного срока (если у клиента есть такая финансовая возможность и это не доставит ему неудобств при погашении займа);
- отдавать предпочтение только надежным посредникам с хорошей репутацией (например, лучше совершить оплату в крупном системном банке, где ниже вероятность технических сбоев в программе);
- сохранить квитанцию о внесении средств, которую можно будет предъявить кредитору в случае возникших недоразумений с оплатой;
- удостовериться в полном погашении задолженности, что можно сделать на следующий день после оплаты в офисе МФО, на ее клиентской поддержке или в Личном кабинете пользователя.
Коментарии о "Как погасить займ: правила и рекомендации"