Сфера онлайн кредитования все больше привлекает мошенников, которые не против воспользоваться низкой финансовой грамотностью граждан. Они создают фиктивные страницы в Интернете, обманом получают доступ к банковским счетам и оформляют займы, используя утерянные документы или телефоны. Чтобы оперативно выявлять мошенников, микрофинансовые организации применяют сложные алгоритмы и специальные программы. Но даже если компания тщательно проверяет анкеты новых пользователей, нет никакой гарантии, что система отклонит «сомнительную» заявку.
Если гражданин своевременно не заявил об утере документов, потерял телефон или по собственной инициативе передал злоумышленникам свои персональные данные, ему не удастся избежать серьезных последствий и проблем.
Оформление онлайн займа по утерянным документам
Потребителю не стоит игнорировать звонки коллекторов с требованием немедленно погасить текущую задолженность. Даже если он точно знает, что не обращался в МФО, лучше убедиться в отсутствии займа. Это важно сделать в том случае, если:
- коллектор, который требует выплаты долга, правильно называет его имя и фамилию, точно знает, где он проживает;
- гражданин недавно потерял удостоверение личности.
Мошенники не против воспользоваться утерянными документами для оформления займов в микрофинансовых организациях. Они подают онлайн заявки на получение средств в легальные компании, а те, не подозревая об обмане, одобряют выдачу займов. По одним и тем же документам может быть заключено несколько кредитных сделок в разных компаниях. А граждане узнают о наличии долгов только после появления просрочек.
В подобной ситуации доказать свою непричастность к оформлению микрозайма будет очень непросто. Если потребитель своевременно не уведомил об утере удостоверения личности, ему придется вернуть деньги МФО. Впрочем, даже если факт кражи был зафиксирован в предусмотренном законом порядке, он будет долго судиться с кредитором. И если мошенников не удастся найти, задолженность с потерпевшего будет взыскана в принудительном порядке.
Оформление онлайн займа с помощью утерянного мобильного телефона
Если казахстанец уже пользовался услугами микрофинансовой организации, ему лучше не терять мобильный телефон. В противном случае этим могут воспользоваться преступники, которые оформят на его имя новый займ, получив доступ к конфиденциальным данным. Подобные случаи все чаще фиксируются правоохранительными органами РК. Но в связи с тем, что микрозайм оформляется после авторизации в информационной системе МФО с телефона пользователя, ему будет непросто доказать свою непричастность к кредитованию.
Потеря или кража мобильного телефона может обернуться для гражданина серьезными проблемами, если он не использовал весь доступный ему функционал для защиты своих персональных данных. И даже своевременное обращение в правоохранительные органы не поможет уклониться от выплаты долга.
Оплата комиссии и передача конфиденциальных данных
Граждане РК все чаще берут займы, чтобы дожить до очередной зарплаты или аванса. В условиях снижения уровня доходов услуги МФО крайне востребованы потребителями, которые часто сталкиваются с незапланированными расходами. И этим не против воспользоваться мошенники, гарантирующие выдачу средств после оплаты небольшой комиссии.
В микрофинансовые организации предпочитают обращаться те, кому недоступны банковские кредиты. Как правило, это обусловлено отсутствием официального трудоустройства или наличием просрочек по другим обязательствам. Но несмотря на лояльность МФО, все чаще заявки неплатежеспособных заемщиков отклоняются. В первую очередь такой политики придерживаются крупные компании, которые не хотят рисковать своими активами.
Столкнувшись с очередным отказом по заявке, не сложно потерять бдительность. Оказавшись в безвыходной ситуации, гражданин может зарегистрироваться на сомнительном сайте и даже заплатить комиссию, надеясь быстро получить деньги. Но вопреки ожиданиям, его заявка будет отклонена без пояснения причины принятия такого решения. И он даже не заподозрит, что его обманули мошенники, так как другие компании тоже отклоняли его заявки. В подобной ситуации гражданин только потеряет деньги. По факту компания не выдает займы или даже не является легальным кредитором. Она просто обманывает заемщиков, вынуждая их платить комиссию за свои услуги.
С помощью фиктивного сайта мошенники также могут «собирать» конфиденциальные данные пользователей. Впоследствии переданная им информация используется для оформления займов в легальных МФО. При этом потерпевшие даже не подозревают об обмане, полагая, что отказ по заявке обусловлен их низкой платежеспособностью или отсутствием официального трудоустройства.
Ошибочный платеж
Зачисление на карту денежного перевода от незнакомого лица должно насторожить потребителя. Особенно если после этого на мобильный телефон поступит звонок с пояснением, что деньги ошибочно были переведены на карточный счет. При этом гражданина попросят вернуть средства на другую карту, мотивировав это тем, что они срочно нужны на текущие расходы (оплату аренды квартиры, срочное лечение, покупку медицинских препаратов и т. д.).
Через несколько недель выяснится, что на владельца карты был оформлен займ в онлайн микрофинансовой организации. Об этом он узнает от коллектора, который будет требовать немедленно погасить просрочку. Поданный запрос в Бюро кредитных историй только подтвердит факт наличия текущей задолженности. Сопоставив данные, потерпевший выяснит, что поступивший «ошибочный перевод» был займом от МФО. И он собственноручно перевел деньги мошенникам, полагая, что они были предназначены другому лицу.
В такой ситуации будет непросто признать договор недействительным и уклониться от выплаты задолженности. Учитывая, что средства действительно были переведены на карточный счет потерпевшего, требования кредитора о выплате долга будут вполне обоснованными. Не удастся избежать финансовых потерь, даже если дело дойдет до судебного разбирательства. При наличии договора претензии МФО будут признаны правомерными и задолженность будет взыскана в принудительном порядке.
Меры предосторожности
Надзорные органы не могут оперативно выявлять и пресекать случаи мошенничества в сфере онлайн кредитования. Но гражданин РК может избежать обмана, если будет следовать простым рекомендациям:
- Минимум один раз в год следует проверять состояние своей кредитной истории. Учитывая, что в БКИ отражается информация обо всех действующих обязательствах, таким образом можно быстро выявить займ, оформленный мошенниками.
- В случае утери или кражи удостоверения личности или телефона следует немедленно зафиксировать этот факт в правоохранительных органах. При наличии такого документа будет проще доказать, что микрозайм был оформлен злоумышленниками.
- Не стоит регистрироваться на сомнительных сайтах и передавать копии своих документов. Сначала следует убедиться, что интернет-ресурс принадлежит легальной МФО, которая внесена в реестр.
- Если компания обещает выдать займ после оплаты комиссии, лучше не тратить время на подачу заявки. Наличие такого требования указывает на мошенничество. После внесения средств в оформлении микрозайма сразу будет отказано. А заемщик не сможет вернуть деньги, даже если обратится за помощью в правоохранительные органы.
- Не следует пользоваться услугами малоизвестных компаний, которые не гарантируют полноценную защиту переданных им персональных данных. Для кредитования лучше выбрать надежную, добросовестную компанию, что давно работает на рынке РК. К примеру, можно воспользоваться услугами МФО MoneyMan, которая выдает займы без справки о доходах.
- Не рекомендуется «возвращать» ошибочные переводы по просьбам третьих лиц. Если на карту был зачислен непонятный платеж, следует немедленно обратиться в банк. Даже если кто-то утверждает, что это ошибка и деньги срочно нужны на непредвиденные расходы, важно руководствоваться здравым смыслом. Если перевод действительно был осуществлен по неправильным реквизитам, его плательщик должен обратиться в банк, чтобы вернуть средства в предусмотренном законом порядке.
Если мошенники оформили займ по утерянным документам или с помощью украденного мобильного телефона, единственное, что может сделать гражданин – попытаться признать сделку недействительной. Но такой судебный процесс может длиться несколько лет и нет никакой гарантии, что решение будет принято в пользу потерпевшего.
Коментарии о "Мошенничество в сфере онлайн кредитования: как защититься потребителям"